«Киев модерн-балет»: танцы без пуантов и кошка-меломан

Спецпроект о самых интересных культурных местах столицы. Сегодня знакомимся с музыкальным театром
Столичные театры переживают бум: на спектаклях — аншлаги. То, что в последние годы в Украину приезжает мало именитых гастролеров, заставило публику обратить внимание на свои культурные события. Оказалось, у нас тоже есть на что посмотреть и кем восхищаться. К тому же билеты в театры по-прежнему не слишком дорогие (в среднем 30–200 грн).
Чтобы вы почувствовали себя настоящими театралами, «Вести» станут для вас гидом, который проведет по самым известным театральным площадкам Киева. Вы узнаете их историю, легенды, познакомитесь со звездами и даже сравните цены в буфетах.
В этом году «Киев модерн-балету» под руководством Раду Поклитару исполняется десять лет и уже семь, как они являются частью труппы Театра оперы и балета для детей и юношества. Это единственный случай не только в Киеве, но и в Украине, когда под одной крышей оказываются два театра, практически противоположных по своей сути.

Одни — в определенной мере консерваторы, другие — новаторы. Хотя истории этих двух трупп — детского театра, который обосновался здесь 18 лет назад, и «Модерн-балета» — схожи в том, что до появления коллективов в этой старой киевской постройке 1933 года, которую киевляне называли «Пищевик» (здание принадлежало ранее профсоюзу работников пищевой промышленности), они скитались по разным площадкам.
Танцы без пуантов
Заместитель директора Богдан Собутский
Ворвались в театральную жизнь города — это, пожалуй, самый подходящий эпитет для театра Раду Поклитару. Первая же их постановка «Кармен.TV» 2006 года была признана лучшим спектаклем года на «Киевской пекторали», а Поклитару назвали «Лучшим балетмейстером». До этого театральные эксперты даже не номинировали тех, кто не имел своей постоянной площадки. А «Киев модерн-балет» три года давал премьеры то в Октябрьском дворце, то в Театре им. Ивана Франко. Затем их постановки еще дважды признавались лучшими музыкальными спектаклями.

Неискушенных зрителей удивило то, что артисты Поклитару танцуют без пуантов, а театралов со стажем покорила новая для Украины хореография, в которой приемы классического балета были смешаны с современным танцем, а также использование не только классической музыки, написанной специально для спектаклей, но и произведений для симфонических оркестров.
Хотят скейты на сцене
На фоне аншлагов на спектаклях Поклитару детский театр не мог похвастаться настолько же успешными постановками. «Если маленькие дети ходят к нам хорошо, то привлечь юношескую аудиторию у нас не очень получается. У них другие интересы и герои. Мой коллега видел спектакль австралийского театра — в нем герои ездят по сцене на скейтах, сами истории современные и актуальные. Но у нас средств на такие постановки не хватает. Правда, мы нашли способ привлечь в свой театр аудиторию постарше — у нас достаточно успешно прошла постановка, в которой сестры Тельнюк поют песни на стихи Шевченко в сопровождении нашего симфонического оркестра. В ближайших планах — подобный проект с Фомой. Он должен был появиться раньше, но группа «Мандры» недавно распалась. О подобном проекте я договаривался и с Кузьмой, но случившаяся трагедия не дала нам этого сделать. Но главная проблема в том, что в нашем театре много консерваторов, которые всячески противятся экспериментам. По их убеждению, здесь должны быть только опера и балет в традиционном понимании этих слов», — говорит замдиректора театра Богдан Собутский.
Хиты театра
Все балеты, которые поставил Раду Поклитару для сцены этого театра, одноактные и длятся 30–50 минут, поэтому за вечер всегда показывается два спектакля. Одним из самых популярных стал «Женщины в ре миноре», поставленный на музыку Баха, который не писал балетов. Здесь звучит его Концерт №1 для клавира с оркестром (ре минор).

Сюжет — не классическое произведение, а придуманная Поклитару история о том, что между женщинами невозможна дружба. Как только одна из героинь — полощущих, как и все, белье — встречает на берегу мужчину и влюбляется в него, все остальные начинают ей завидовать. И полоскание белья превращается в метафору: каждая из них готова перемыть ей кости.

В 2014-м был поставлен еще один хит — «Долгий рождественский балет» по мотивам одноименной пьесы Торнтона Уайлдера, в котором рассказывается о девяноста годах из жизни семейства Байярдов, проносящихся в виде рождественских обедов. Одно поколение сменяет другое, но почти все в их жизни происходит, как под копирку.

Самыми популярными постановками в детском репертуаре стали мюзиклы «Красная Шапочка» и «Приключения Буратино», а из балетов — «Кукла. Новая история Коппелии».
Легенды и байки
Музыкальная кошка

Пять лет в театре жила музыкальная кошка. Ее подкармливали все, включая оркестрантов. Дошло до того, что она, услышав музыку, тут же прибегала в оркестровую яму. У нее как будто выработался рефлекс: играет музыка — значит, будут кормить. Но однажды, во время одного из спектаклей, она вышла вслед за актером на сцену, прошла вдоль задника, а потом вернулась и села прямо в центре сцены, уставившись на дирижера. Ее начали звать из-за кулис, приманивать, но она продолжала сидеть и слушать музыку. Только тогда, когда на сцене начали водить хоровод, кошка встала и ушла.

После этого случая мы стали ее запирать перед каждым спектаклем, но она все равно иногда находила какую-то лазейку и опять выходила на сцену. У нас тогда появилось шуточное поверье: если кошка вышла — значит спектакль прошел хорошо.

Спасение чайки

В балете «Алые паруса», который уже не идет в театре, был танец чаек. И вот одна из танцовщиц бутафорским крылом зацепилась за большую рыбацкую сеть — да так, что не могла выпутаться. Танец закончился, и она присела возле сети как подбитая. Но начать следующую сцену, из-за того что балерина осталась на подмостках, артисты не могли.

«Тогда мы решаем как-то это обыграть: на сцену опять вылетает пять чаек, но музыка звучит уже другая. В результате три балерины импровизируют — да так, чтобы закрыть ее собой, а две в это же время распутывают пленницу. Наконец отвязали ее, ребята подняли эту сетку под потолок, которая была еще и одним из занавесов. А режиссер вроде даже не совсем понял, что произошло, и потом спрашивает: «А кто вам поставил этот танец?» — вспоминает одна из балерин.
Костюмы
К опере Моцарта «Бастьен и Бастьенна» художнику по костюмам пришлось не шить одежду, а искать по барахолкам, поскольку она должна быть современной.

«Мы искали вещи определенной цветовой гаммы и размеров под актеров, и в этом была сложность, — рассказывает художница по костюмам. — Никак не могли найти, но потом отправились в центр для бедных на Подоле. Там нашли пиджак, который идеально подошел для нашего Бастьена. Мы его даже не покупали, нам просто его отдали. А после этого его уже превращали в театральный костюм, чтобы связать его как-то с моцартовским настроением. Мы сделали барочные завитки и вырезы».
Буфет
Буфет в Театре оперы и балета для детей и юношества вполне приемлемый по ценам. Кофе эспрессо стоит 12 грн, чай — 7 грн. Поскольку театр детский, в нем нет алкоголя и меню составлено с учетом того, что любят маленькие зрители. Например, здесь есть какао за 12 грн и леденцы на палочках по 25 грн.

А самые популярные блюда — кондитерские изделия, которые пекут сотрудники буфета сами, причем ассортимент пирожных и тортов немаленький. Так, эклер стоит 16 грн, а шоколадно-ореховый торт — 25 грн. Но больше всего не только дети, но и сотрудники театра любят «Наполеон», порция которого стоит 12 грн.
Звезды театра
Раду Поклитару,
44 года
Семь из двадцати спектаклей, поставленных им для «Киев модерн-балета», стали обладателями театральной премии «Киевская пектораль». Кроме того, он был хореографом открытия зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году — номер «Бал Наташи Ростовой». На сцене Большого театра поставил «Ромео и Джульетту» и «Гамлета». Широкой зрительской аудитории известен как член жюри телешоу «Танцуют все!».
Тамара Ходакова,
40 лет
Занята более чем в двадцати постановках, самыми популярными из которых являются «Приключения Буратино» (роль Буратино) и «Красная Шапочка». За роль Красной Шапочки в 2002 году была номинирована на «Киевскую пектораль» в категории «Дебют года». Также является солисткой ансамбля «Киевская камерата». Ученица Евгении Мирошниченко. Голос — сопрано.
Дмитрий Тодорюк,
33 года
Один из солистов поп-группы «Авиатор» является также одним из режиссеров театра. В 2010 году дебютировал с постановкой комической оперы «Персы Тиресия». Кроме того, был режиссером и ведущим «Симфонической азбуки для детей» из образовательного цикла «Музыкальные классики» и «Оперной азбуки». Для взрослой публики поставил здесь же мистерию «Возвращайся живым» с участием сестер Тельнюк.
Арт-директор: Татьяна Давиденко
Текст: Николай Милиневский
Бильд-редактор: Юрий Мацюк
Дизайн: Карина Рагозина
Читайте также на «Репортере»