Театр на Подоле:
юбилей и сцена, как у Шекспира

Спецпроект о самых интересных
культурных местах столицы.
Сегодня знакомимся
с театром, который лучше всех завлекает
публику и 25 лет ждет нового дома
Столичные театры переживают бум: на спектаклях — аншлаги. То, что в последние годы в Украину приезжает мало именитых гастролеров, заставило публику обратить внимание на свои культурные события. Оказалось, у нас тоже есть на что посмотреть и кем восхищаться. К тому же билеты в театры по-прежнему не слишком дорогие (в среднем 30–200 грн). Чтобы вы почувствовали себя настоящими театралами, «Вести» станут гидом, который проведет по самым известным театральным площадкам Киева. Вы узнаете их историю, легенды, познакомитесь со звездами и даже сравните цены в буфете.
В следующем году Театру на Подоле исполнится тридцать лет со дня основания его режиссером Виталием Малаховым, который был и остается бессменным худруком театра. Из достижений — десятки «Киевских пекторалей» и мировые гастроли.

Однако что касается помещения, то Театр на Подоле ждет своего почти 25 лет, и в этом году (тьфу, тьфу, тьфу) произойдет торжественное открытие нового здания. Но худрук замечает: «Поймите, театр не кирпичи. Я свой театр давно построил: это актеры, стиль. Дадут сцену — отлично, нет — я переживу. 25 лет переживал как-то».

В 90-е театр обитал в Гостином дворе, потом их «временно» лишили этой площадки, пообещав новую. Нет ничего более постоянного, чем временное, но столичная публика прекрасно знает их локацию в малом зале Дворца «Украина», рассчитанную на 200 зрителей, а также сцену в двухэтажном доме на Андреевском спуске, 20-б, с залом на 50 мест (билеты — 100–120 грн). Новое здание достраивается рядом со старым, зал будет вмещать как раз до 300 зрителей, и главное — большое сценическое пространство (высота — 18 метров).
Виталий Малахов
На сегодня коллектив составляет 160 человек, из них 44 актера. Малахов не без гордости говорит о новом доме для театра: «У нас будут все современные технологические новинки: сцена-трансформер, она может подниматься или раскладываться вперед на семь рядов. Ее можно сделать в виде ринга, манежа, подиума. Тот же шекспировский театр — это когда зрители сидят вокруг сцены. Будет установка для вдувания запахов, может брызгать дождем».

Технологии — только инструмент для художника, а малаховский стиль британские критики определили как «магия и чувственность». Я бы еще добавил карнавальность. Все это присуще и самому Андреевскому спуску, и связанному с этим местом творчеству Михаила Булгакова. Поэтому логично, что именно Театр на Подоле проводил «Булгаковский фестиваль» с 2002-го по 2008-й (пауза из-за кризиса).

«Разные театры, в том числе польские, американские, брали в разработку какое-нибудь одно произведение Михаила Булгакова — «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», — говорит худрук. — Было и так: первую сцену играет драматический театр, вторую — кукольный и т. д. Мы планируем продолжить «Булгаковский фестиваль» и организовывать другие в новом здании — и здесь важна техническая оснащенность площадки, когда к нам начнут ездить труппы из разных стран».

Отметим, что Театр на Подоле является флагманом среди столичных в способах привлечения публики. Они, например, регулярно устраивают флешмобы. «Представьте: идете вы по Андреевскому, как вдруг продавцы безделушек, милиционер, жених с невестой одновременно запели арию. А у нас все актеры поющие, а Саша Пашкова — вообще оперная певица, — рассказывает завлит Алеся Шарыпина. — А потом бац — и наши люди раздают флаеры с приглашениями на спектакли. Это всегда срабатывает».
Костюмы
Из необычных дизайнерских решений художник по костюмам Нина Руденко вспоминает две работы: «Для «Мертвых душ» костюмы были сшиты из белой ткани: белый — цвет «того света». Когда в белом 21 человек на сцене — это производит впечатление. А наиболее сложные парадные костюмы были у царя Ирода (Сергей Бойко) и Смерти (Анна Саливанчук) в «Вертепе». Оба они сделаны на основе национальных турецких, расшиты камнями и пайетками и ярко смотрелись на свадьбе Смерти и Ирода, но носить их было тяжело: каждый весил не меньше 10 килограммов».
Легенды и байки театра
Аллигаторша

Последний спектакль в сезоне актеры называют «зеленкой», и на нем обычно опытные актеры подкалывают новеньких. Даша Малахова рассказала, как разыграла Машу Ефросинину: «В спектакле «Откуда берутся дети?» играла, будучи тогда начинающей актрисой, Маша Ефросинина. И там была такая сценка: Маша открывает холодильник с продуктами и произносит: «Там точно у нее муж-олигарх, и сама она — олигаршиха». Однажды она призналась, что слово это такое сложное и ей всякий раз хочется сказать «аллигаторша». И вот мы вместо продуктов положили туда плюшевого крокодила. Маша открывает на сцене холодильник…

«Э, аллига… ршиха». Но она девочка серьезная и так разозлилась на нас, что неделю потом не разговаривала. Мы все просили прощения. Но все равно получилось очень смешно».

Фантомы

На вопрос о мистике, связанной с Андреевским спуском, худрук Виталий Малахов поделился поразительной историей: «В замке Ричарда я проводил фестиваль «Территория мира» — показывал наш спектакль «Вернисаж на Андреевском». И вот ближе к ночи фотограф решил поснимать там. Утром звонит: «Здесь чудеса: в кадре проявились какие-то хрустальные шары, сквозь них — везде размытые контуры». Я стал изучать вопрос, решив, что, возможно, это какой-то эффект от влаги. Но в результате нашел американского специалиста по паранормальным явлениям, который утверждал, что эти шары — одна из форм привидений. Можно верить в привидения или нет, но то, что фиксируется приборами, материально».

Беременная Белоснежка

Актер Сергей Сипливый поделился такой «сказочной» историей: «Был у нас спектакль-сказка «Белоснежка и семь гномов». Все гномы-актеры были как бы маленькими и потому носили шорты, а Белоснежку играла актриса Алла Сергийко. В какой-то момент спектакля ее героиня откусывает яблоко и умирает. И все старались сразу убежать, потому что тот, кто не успел, волок «умершую» Аллу. А тут еще Сергийко забеременела, располнела и стала действительно немало весить. Актер Андрей Середа — теперь здоровенный мужик, известный как лидер рок-группы «Кому вниз» — тогда был тощим юнцом. И вот пока Андрюша замешкался, все успели смыться. Он поглядел на лежащую Аллу, на партнеров, ехидно хихикающих за кулисами, и крикнул: «Эй, гномы, а может, мы ее здесь закопаем?!»
Хиты театра
Самый «долгоиграющий» спектакль театра — «Трактирщица» по Карло Гольдони (сочинитель «Труффальдино из Бергамо»). В центре действия — обаятельная хозяйка отеля, влюбляющая в себя мужчин. За 30 лет постановка претерпела ряд трансформаций: от комедии под итальянское диско до тонкой мелодраматической истории. Главную роль в 1985 году играла жена худрука Виталия Малахова — Ксения. После ее смерти эту роль взяла… их дочь Даша.
«Когда я надевала мамино платье, испытывала сложные эмоции, — рассказала она. — Но потом привыкла. Партнеры иногда даже называют меня Ксюшей. Сейчас мне это скорее нравится».

Другой абсолютный малаховский хит — это комедия «Откуда берутся дети?» по пьесе одессита Анатолия Крыма: два дня из жизни восьми будущих мам в провинциальном роддоме. Отметим еще полюбившийся молодежи малаховский спектакль «На дне» по Горькому, где звучит музыка Led Zeppеlin, а Stairway To Heaven воплощена в виде лестницы как метафора успеха, и «Мертвые души» (булгаковская инсценировка Гоголя), поставленные Игорем Славинским — актером театра, который ярко заявил о себе как режиссер.
Звезды театра
Сергей Бойко,
58 лет
Снимался в картинах «Девять жизней Нестора Махно», «Ко мне, Мухтар!», «Бомба». Лауреат Всеукраинского телевизионного конкурса на лучшую программу для детей «Хрустальные источники» за «Вечірню казку», получил «Киевскую пектораль» за роль Астрова в спектакле «Дядя Ваня» по Антону Чехову. Занят в спектаклях «Мертвые души», «На дне», «Письмо Богу», «Полоумный Журден».
Сергей Сипливый,
53 года
Снялся в фильмах: «Под электрическими облаками», «Мажор», «Орлова и Александров», «Незламна», «Брат за брата», «Последний янычар», «Баллада о бомбере», «Райские птицы». Актера можно увидеть в постановках: «Трактирщица», «Фараоны», «Вернисаж на Андреевском», «Откуда берутся дети?», «Осень в Вероне, или Правдивая история Ромео и Джульетты»
Даша Малахова,
39 лет
На сцене — с 11 лет. В Великобритании окончила бизнес-школу и открыла свой ресторан. С 2005-го на украинском ТВ вела кулинарные программы: «Кухня с Дашей Малаховой», «Картата потата», «Школа смачного життя», возглавляла команду города Черновцы в телешоу «Битва украинских городов». Даша играет в спектаклях: «На дне», «Откуда берутся дети?», «Трактирщица».
Арт-директор: Татьяна Давиденко
Текст: Константин Рылев
Бильд-редактор: Юрий Мацюк
Дизайн: Карина Рагозина
Читайте также на «Репортере»