Театр кукол:
чем живет Дом Буратино

Спецпроект о самых интересных
культурных местах столицы.
Сегодня знакомимся
с кукольным театром
Столичные театры переживают бум: на спектаклях — аншлаги. То, что в последние годы в Украину приезжает мало именитых гастролеров, заставило публику обратить внимание на свои культурные события. Оказалось, у нас тоже есть на что посмотреть и кем восхищаться. К тому же билеты в театры по-прежнему не слишком дорогие (в среднем 30–200 грн). Чтобы вы почувствовали себя настоящими театралами, «Вести» станут гидом, который проведет по самым известным театральным площадкам Киева. Вы узнаете их историю, легенды, познакомитесь со звездами и даже сравните цены в буфете.
Старейшему Киевскому академическому театру кукол в следующем году исполнится 90 лет. Сначала театр работал в помещении кинотеатра «Роте фане» на Крещатике, с 1936 года занимал Дом актера на Ярославовом Валу, а в 1955-м был переведен в здание бывшей хоральной синагоги, где пребывал 42 года. Но когда в 1997 году помещение было возвращено иудейской общине, театр на восемь лет остался без здания, пока в 2005-м в Крещатом парке не был выстроен сказочный дворец с фонтанами, башенками и шпилями. Территория вокруг него стала любимейшим местом для прогулок столичных жителей.

«Когда тогдашний мэр Александр Омельченко выгнал фундамент, он сказал: «Через год поставлю здание», — вспоминает 78-летний главный режиссер театра Юрий Сикало. — На что я ответил ему, что хоть сам и поставил множество сказок, но в сказки не верю. А он мне: «Спорим». Мы заключили пари. К счастью, я проспорил!»

В замке два зала — на 300 и 110 зрителей. Здесь Музей антикварных кукол: Винни-Пух, ослик Иа, доктор Айболит. Тронный зал, где стоит четыре трона, на которых каждый может почувствовать себя королем. Есть аквариум во всю стену, а из углов выглядывают скульптуры домовых и гномов. Вокруг здания тоже скульптуры сказочных персонажей. Атмосферу волшебства дополняет и башня Музея воды. Главные куклы остаются неизменными уже более 80 лет — их постоянно реставрируют. Всего в коллективе более сотни человек, из которых 24 артиста-кукольника.

— Все материалы из цикла «Гид по театрам Киева» читайте здесь.
Главный режиссер театра Юрий Сикало
Юрий Сикало здесь трудится с 1965 года, окончив Ленинградский институт театра, кино и музыки. Сам он родом из Винницы, где его отец служил актером в местном драмтеатре. Сикало два раза провалился в Карпенко-Карого на актерский факультет, но случайно перед армией попал в кукольный театр, где ему сразу дали шесть ролей: «А мне в год максимум две дают», — сказал мне тогда отец. А когда папа увидел мою дипломную работу по пьесе «Мальчик из страны Солнца», он заметил: «А знаешь, я бы так не сыграл». В Питере Юрий стал учеником конкурента Сергея Образцова — режиссера питерского Большого театра кукол Михаила Королева.

Вместе с Сикало Киевский кукольный театр достиг большого успеха: они гастролировали по всей планете: от Канады – до Южной Кореи. Возили не только детские, но и взрослые спектакли: «Божественную комедию», «Декамерон», «Дон Кихота». «Когда Дон Кихота играл Анатолий Россе, то зрители забывали, что на сцене кукла, и плакали в зале. А иностранцы нам писали в книге отзывов: «Браво, Дон Кихот!» — рассказывает главный режиссер.

Уже в новое здание к ним зачастили ВИПы. «К нам любил ходить на представления Анатолий Кинах с дочкой, — вспоминает завлит Илья Поволоцкий. — И депутат Александра Кужель с внуками. Она как-то сказала, что к Омельченко относится неоднозначно, но голосовать станет за него только потому, что он подарил городу такой кукольный театр».
Хиты театра
У спектакля «Гадкий утенок» недетский по глубине финал, делающий отсыл от Андерсена к «Чайке по имени Джонатан» Баха: гадкий утенок не просто стал красавцем-лебедем, он духовно вырос по сравнению с обитателями подворья, которые его презирали. Главный режиссер Юрий Сикало такой ход объясняет тем, что они ставят спектакли по принципу: «Постановки по взрослым произведениям, те же «За двумя зайцами», должны быть интересны и детям, а детские постановки — взрослым. А еще стараемся делать необычные повороты. Например, «Золотой ключик» у нас как история о плохом продюсере, которого интересует лишь прибыль».

В неожиданном ключе выстрелил свежий спектакль «Котигорошко». «Оленку пленил Дракон, который принимает разные личины: то юноши, то крысы, и только тень всегда драконья, — говорит завлит Илья Поволоцкий. — В финале Котигорошко сражается с Драконом, принявшим истинный облик. Когда после постановки мы стали спрашивать детей, о чем история, они вдруг сказали: это освобождение Нади Савченко из плена Дракона. И этот спектакль сегодня очень популярен».

Всего в репертуаре театра более 30 постановок (причем, некоторым – «Золотому ключики» и «Коту в сапогах» – по 40 лет). Билеты: 40–60 грн.
Кукла-монстр
Из необычных кукол художник-постановщик Наталья Ягупова выделила Дракона из «Котигорошко». «За основу образа взяли китайского площадного дракона, — рассказывает она. — Он состоит из трех частей: головы-шеи, туловища и хвоста. Каждую носят на шестах два артиста. Общая длина чудовища — девять метров: проволочный каркас обтянут гофрированным шелком с чешуей, которая при движении шевелится как живая. Голова механизирована, она открывает пасть, валит дым и светятся зелено-желтые глаза — аж самим страшно!»
Легенды и байки
Неугомонный Буратино

Артисты-кукольники рассказали, что самый большой конфуз в их профессии —когда во время спектакля ломается кукла и от нее отваливается какая-то часть. Рекордсменом по поломкам является Буратино. «Однажды было так: внезапно на «Золотом ключике» объявляют антракт, когда я знаю, что этот спектакль идет без антракта, — сказал нам один из артистов. — Оказывается, пауза была нужна для починки Буратино — опять от него что-то отлетело... То ручка отлетит, то ножка. Возможно, это связано с неугомонным характером самого Буратино».

Вася-Касым

На спектакле «Али-Баба и 40 разбойников» у разбойников витиеватые восточные имена. И так случилось, что один из актеров забыл сказочное имя своего партнера (по роли звали Касым) и впал в ступор, не зная, как к нему обращаться. И вот он шепчет: «Как тебя зовут?» И зрители все это слышат, потому что к одежде актеров прикреплены микрофоны. Второй удивляется и простодушно отвечает: «Вася».

Вундеркинд

«У нас есть определенные возрастные ограничения: допустим, спектакль для детей от четырех лет, — делится завлит Илья Поволоцкий. — Я был в тот день дежурным по театру. Вдруг вижу, что в дверь проходит юная мамаша, толкая впереди себя коляску. Не рановато ли вашему малышу, интересуюсь я. И в шутку спрашиваю: сколько же ему лет? А она абсолютно серьезно отвечает: «Пять месяцев. Но вот мы вчера были в зоопарке, так он все про зверей понял. Ну и здесь, думаю, поймет».
Звезды театра
Анатолий Россе,
67 лет
В театр пришел в 1975 году. Актер широкого диапазона, который уверенно чувствует себя в разных жанрах: от комедий до трагедий. Роли: Пират («Питер Пэн»), Король («Золушка»), Автор («Дюймовочка»), Дон Кихот («Дон Кихот»), Дуремар («Золотой ключик»), Гвидо («Декамерон»), Прокоп Серко («За двумя зайцами») и др.
Людмила Ясиновская,
70 лет
В театре трудится с 1970 года. Для ее творческой манеры характерна тщательная психологическая разработка роли, что позволяет создавать очень выразительные образы. Роли: Сэмбо («Сэмбо»), Нинетта («Декамерон»), Лисица («Красная Шапочка»), Лисица («Пан Коцкий»), Мирония («За двумя зайцами»).
Евгений Огородний,
40 лет
В коллективе с 2000 года. Острохарактерный актер, который добавляет в свои роли сатиру. Автор пьес «Питер Пэн», «Тайна королевы дорог», интермедии «Операция «Новый год». Роли: Питер Пэн («Питер Пэн»), Кот («Кот в сапогах»), Меценат («Декамерон»), Создатель («Божественная комедия»), Голохвастов («За двумя зайцами»), Карабас («Золотой ключик»).
Арт-директор: Татьяна Давиденко
Текст: Константин Рылев
Бильд-редактор: Юрий Мацюк
Дизайн: Карина Рагозина
Читайте также на «Репортере»