Текст: Василий Корецкий

22 февраля Американская киноакадемия проведет очередную церемонию вручения премии «Оскар». Кому? «Репортер» предсказывает победителей и предлагает свою версию идеального призового расклада

Лучший фильм

«Отрочество»

Режиссер: Ричард Линклейтер

Эпический проект Ричарда Линклейтера, на протяжении 12 лет заставлявшего Патрисию Аркетт, Итана Хоука и юного Эллара Колтрейна играть сцены из жизни проблемной, но в то же время немного буколической американской семьи. Получилась популярная энциклопедия американской жизни. Герои «Отрочества» выглядят типичными, легко узнаваемыми американцами, жизнь которых может быть сведена к набору хорошо известных тегов: разведенная семья, борьба за высшее образование, домашнее насилие или, наоборот, материнская и отцовская любовь, протестантизм и владение оружием, «Битлз» и «Звездные войны». «Отрочество» действительно стало главным американским фильмом года и получило кучу призов дома и за границей, включая три «Золотых глобуса» и приз за режиссуру в Берлине.

Лучший режиссер

Ричард Линклейтер («Отрочество»)

Съемки «Отрочества», идеально попавшего в цайтгайст 2014 года, требовали не только мастерства и дара провидения, но и личной преданности проекту. Актеры снимались безо всяких контрактов: закон запрещает нанимать актера на проект, длящийся дольше семи лет. Линклейтер вообще боялся не дожить до финальных эпизодов и просил Итана Хоука в случае необходимости продолжить дело. К счастью, все обошлось.

Лучший исполнитель главной роли

Брэдли Купер

(«Американский снайпер»)

Новый фильм Клинта Иствуда о печальной судьбе ветерана ближневосточных «крестовых походов» при всей злободневности военной тематики все-таки не тянет на точное отражение духа времени: бесконечные военные кампании за границей и борьба с многоликим Мировым Злом уже изрядно достали американскую общественность. Настолько, что этот довольно взвешенный и объективный портрет патриота-реднека, по зову сердца идущего на восточный фронт после событий 11 сентября, стал в Америке аналогом «Левиафана». Что это — милитаризм или, наоборот, скрытый пацифизм? Режиссер за кровопролитие или все-таки просто за Родину? Споры идут нешуточные. Но все сходятся во мнении, что актер Брэдли Купер создал очень убедительный портрет простака-идеалиста. Тот идет на войну мстить за мирных посетителей двух небоскребов, а вынужден стрелять в женщин и детей, за две секунды превращающихся из мирных жителей в партизан. Формально конфликт строится вокруг схематичного противостояния героя и его коллеги-антагониста. Но настоящая трагедия этого обманчиво простого фильма — разрыв патриотического шаблона, очень медленно, но непоправимо происходящий в сознании безусловно хорошего человека при столкновении с запутанной логикой и циничной реальностью войны.

Лучшая исполнительница главной роли

Джулианна Мур («Все еще Элис»)

В задушевной трагедии никому не известного режиссерского дуэта Ричарда Глацера и Уоша Уэстмоленда Джулианна Мур играет 50-летнюю женщину-лингвиста, постепенно забывающую все. Сначала — слово «лексикон» (каламбур сценариста!), а потом и сам лексикон, адрес, имя, год рождения — вообще все. Медленное развитие болезни Альцгеймера на ранних стадиях оставляет место для психологической игры, а ближе к финалу, когда память героини становится подобна решету, Мур приходится играть уже практически без слов. К слову, 15 лет назад на «Оскар» претендовала Джуди Денч, сыгравшая разбитую той же болезнью Айрис Мердок, но безрезультатно. На этот раз у Альцгеймера должно получиться.

Лучший фильм на иностранном языке

«Ида»

Режиссер: Павел Павликовский

Польский «Левиафан», навлекший на себя гнев Польской антидиффамационной лиги. Камерная история католической послушницы из 1960-х годов, вместе с тетей разыскивающей могилу своих родителей, которые оказываются погибшими во время немецкой оккупации евреями. Казалось бы, что общего у этой истории с фильмом Звягинцева? Да все! Водка, беспросветность (грязное польское межсезонье снято в мрачном ч/б) и безысходность советского быта. Как и героиня Елены Лядовой у Звягинцева, тетя в конце концов бросается в пропасть двора-колодца. А еще кости, равнодушный Бог и люди, не ведающие разницы между добром и злом. Фильм по касательной затрагивает тему отношений между поляками и евреями во время Второй мировой. И, конечно, церковь. Правда, у Павликовского она служит убежищем, тихим оазисом, где можно спастись от драмы жизни, а у Звягинцева оказывается активным участником этой самой драмы. Осуждение одновременно ужасов Холокоста и тихого советского ада — формула беспроигрышная. Тем более что «Ида» — не плакатная агитка, а действительно тонкое, деликатное, меланхоличное кино.

Лучший документальный фильм

«Гражданин четыре»

Режиссер: Лора Пойтрас

Эдвард Сноуден, положительный молодой человек в очках и с намечающимся животиком, безвылазно сидит в номере гонконгского отеля и рассказывает журналистам Washington Post и Guardian о том, как АНБ с благословения Барака Обамы следит за каждым американцем. Да и за каждым вторым человеком на Земле, фиксируя и записывая все телефонные разговоры, перлюстрируя всю электронную переписку, банковские транзакции, данные о проездных билетах. Атмосфера в номере самая что ни на есть параноидальная: Сноуден переписывает на лэптопы журналистов секретные данные, спрятавшись под одеяло и отключив телефон. В какой-то момент в коридоре начинает трезвонить пожарная сигнализация. И все ждут, что за дверями номера их уже ждут люди в черном. Предмет фильма — тихий гражданский подвиг сотрудника АНБ, сообщившего миру о том, что американская свобода — это рабство, а демократия — паноптикум. Снимает его на видео Лора Пойтрас — американка, давно включенная АНБ в длинный список неблагонадежных граждан, а потому живущая в Берлине.

ВЫБОР «РЕПОРТЕРА»

Лучший фильм

«Исчезнувшая»

Дэвид Финчер

Бездетная и злая альтернатива «Отрочеству». Тоже портрет американской семьи, но предельно сатирический. Снятая по мотивам остросюжетного бестселлера, «Исчезнувшая» концентрирует внимание не столько на детективной истории с совершенно неожиданным финалом, сколько на препарации американского образа жизни. А также американской мечты и американских медиа. Фильм Финчера вызывающе мизогиничен: «исчезнувшая» героиня Розамунд Пайк, идеальная гламурная миссис с дневником, писанным розовыми чернилами, оказывается меркантильным и властным монстром, а идеальная семья в ее представлении — современной формой рабства.

Лучший режиссер

Уэс Андерсон («Отель „Гранд Будапешт“»)

Американский режиссер снимает киноаналог прозы Цвейга. Что может быть удивительней и прекрасней? Андерсон, всю жизнь занимавшийся повторением типично американского сюжета в духе «Над пропастью во ржи» (одинокие непонятые подростки, ненормальные семьи и эдиповы комплексы), внезапно повзрослел, поднял глаза и снял историю цело-го континента. Европейская цивилизация XX века оказывается в «Гранд Будапеште» огромным кондитерским изделием, чем-то приторно-буржуазным, одновременно сладким и замогильным, как огромный венский торт «Захер».

Лучший исполнитель главной роли

Джейк Джилленхол («Стрингер»)

Злая социальная сатира Дэна Гилроя тоже не попала в «оскаровский» шорт-лист, и это очень плохо. Фильм рассказывает о стремительной карьере этакого типичного сотрудника этакого «Лайф-ньюз». Джилленхол играет уже не очень молодого, потрепанного, но очень мотивированного неудачника, вдруг нашедшего свое призвание в сборе кровавого видео для новостей. Фактически это его моноспектакль. С задором и голливудской улыбкой антигерой проникает на охраняемую полицией территорию, снимает умирающих от аварий и грабежей, а потом и сам начинает провоцировать убийства и несчастные случаи. В общем, циничные и лживые СМИ во всем мире одинаковы, и дело даже не в идеологии, а просто в гонке за рейтингами.

Лучшая исполнительница главной роли

Джулианна Мур («Звездная карта»)

В «Звездной карте» Кроненберга иронии в избытке. Следуя славной традиции сатиры в Голливуде (тут можно вспомнить «Бульвар Сансет», «Что случилось с Бэби Джейн?» или последние фильмы Дэвида Линча), Кроненберг выжигает напалмом центр американской индустрии вместе с его обезумевшими, развращенными, опустошенными и бесполезными обитателями. Героиня Мур — одна из таких. Постаревшая дочь покойной голливудской звезды, выходящая в тираж актриса второго эшелона, смертельно завидующая славе матери. Мур играет ее самоотверженно, без макияжа, часто вообще без одежды, сидя на унитазе, размазывая сопли и слезы по лицу. Карикатура Кроненберга оказалась слишком едкой — фильм тоже не вошел в «оскаровский» шорт-лист.

Лучший фильм на иностранном языке

«Левиафан»

Режиссер Андрей Звягинцев

Пусть в позитивистском мире Павликовского все плохое закончилось с крахом СССР, но мы-то знаем, что жизнь — это всегда боль. Золотая статуэтка здорово поддержала бы американский прокат «Левиафана» и, соответственно, компанию Александра Роднянского AR Films, которая по ряду причин находится сейчас далеко не на пике благополучия.

Лучший документальный фильм

«Гражданин четыре»

Олимпиада в Сочи, освобождение Михаила Ходорковского и предоставление вида на жительство Эдварду Сноудену — вот три последних хороших события в России. Кроме того, рассказы Сноудена о тотальном контроле и такой же тотальной лжи официальных лиц Америки вполне актуальны и для многих других стран: охранка у них примерно одинакова.