Текст: Влад Азаров

На нынешнем Одесском кинофестивале, который начнется 10 июля, Европейская киноакадемия присвоит Потемкинской лестнице статус «Сокровище европейской кинокультуры». На самом мероприятии покажут несколько новых фильмов про АТО, картину о румынском фашизме, много лент об Одессе, лучшие работы Бастера Китона, ленту о реакции киевлян и москвичей на конфликт в Донбассе и все хиты международных кинофестивалей прошлого года. На что еще обратить внимание — разбирался «Репортер» 

Шаманы Одессы

Международную конкурсную программу нынешнего Одесского кинофестиваля среди прочих будут оценивать французский режиссер и писательница Жанна Лабрюн, именитый польский кинематографист Дариуш Яблонский и лауреат Берлинале Срджан Драгоевич. В основной конкурс фестиваля попала дюжина фильмов. Среди них, например, несколько провокационная картина «Мустанг» — дебют турецкого режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Это подростковая эротика, замешанная на реалиях общества, несколько последних десятилетий выбирающего между Европой и Азией. Четверо сестер развлекаются невинными играми с молодыми людьми. Взрослые находят их поведение аморальным. Дальше — бытовая тюрьма: родители изолируют школьниц и в спешном порядке пытаются выдать их замуж.

Где-то об этом же — о нравах, только теперь уже иранского общества, снял свой фильм еще один участник международной конкурсной программы — Али Ахмадзаде. Его «Атомное сердце» — о паре тегеранских девушек, путешествующих по ночному городу со случайным знакомым. В общем эта картина — что-то вроде демонстрации того, насколько иранский хорошо образованный средний класс далек от расхожих стереотипов о жителях этой страны.

Российский режиссер Александр Федорченко, известный по абсурдистской псевдодокументальной картине «Первые на Луне», рассказывающей вымышленную историю о полете в 1938 году советских космонавтов на Луну, в Одессе презентует фильм «Ангелы революции». Эта история тоже о российских 1930-х. Только теперь о том, как коренные народы Севера противятся прогрессу. Насаждать его к шаманам и язычникам отправляются авангардисты.

О шаманах фильм в Одессу привез и колумбийский режиссер Сиро Герра. Главный герой его картины «Объятия змеи» — влиятельный колдун с берегов Амазонки, помогающий американскому ботанику отыскать редкое растение. Главное его свойство — оно стимулирует человека мечтать (фильм, если что, не о наркотиках).

Плен в квадрате

Вторая по важности конкурсная программа фестиваля — национальная. Участвуют в ней шесть картин украинских режиссеров. Формальных фаворитов в этой программе два. Во-первых, картина «Плен» Анатолия Матешко. Донбасс, война, родители пытаются вызволить из плена своих сыновей, но сами оказываются заложниками террористов. Дальше — игра в «русскую рулетку», бег с препятствиями по минным полям и бесконечные пытки. Съемочная группа объясняет, что фильм основан на реальных событиях, конкретно — на истории подвала бывшего Луганского машинститута, одной из главных пыточных сепаратистов.

Второй фаворит программы — картина Евы Нейман «Песнь песней». Это экранизация одноименного произведения Шолом-Алейхема — лирическая история столетней давности о влюбленности соседских девочки и мальчика, снова разгоревшейся спустя годы, после того как девушка собралась выходить замуж за другого. Один из продюсеров фильма, кстати говоря, — Игорь Коломойский.

Обе картины — и «Плен», и «Песнь песней» — также участвуют и в международной конкурсной программе. В национальной же кроме них заявлены фильм Ивана Кравчишина «Полет золотой мушки» — философская история о девушке по имени Мыкола, картина Андрея Загданского о советском поэте-концептуалисте Вагриче Бахчаняне «Вагрич и черный квадрат», «Живая ватра» Остапа Костюка — хроника жизни карпатских овчаров, а также фильм Кшиштофа Копчински «Диббук» об Умани хасидов, снятый в сотрудничестве с украинскими кинематографистами.

Жажда освобождения

Одна из тематических программ нынешнего фестиваля носит злободневное название: «Одесса в огне: оккупация/освобождение». В рамках нее покажут фильмы, так или иначе связанные с военными действиями, в основном проходившими на территории Одессы.

Программа ретроспективная. Исключение сделали только для прошлогодней картины Флорина Иепана «Одесса». Она о том, как в 1941 году румынские военные, сражавшиеся на стороне Гитлера, в оккупированной Одессе сожгли 22 тысячи человек. Тема эта для родной страны режиссера болезненная, так что фильм в Румынии приняли более чем неоднозначно.

Кроме картины Иепана в рамках программы «Оккупация/освобождение» покажут советские художественные фильмы: «Жажду» о партизанах в Одессе времен Второй мировой войны, популярную в прошлом картину «Мальчишку звали капитаном» — о Яше Гордиенко, подростке-разведчике, расстрелянном фашистами, и фильм «Буковина — украинская земля» — о присоединенной к Советскому Союзу Северной Буковине, который в 1939 году снял Александр Довженко.

В программу попали и несколько картин западных кинематографистов. Например, фильм «Одесса» 1935 года французского режиссера Жана Лодса. Это кинораритет, обнаруженный 10 лет назад, сценарий к которому написал Исаак Бабель. А сама картина — что-то вроде монументального рекламного ролика города.

Еще один раритет программы — фильм «Одесса в огне», снятый в 1942 году итальянским режиссером Кармине Галлоне, который за пять лет до этой картины получил на Венецианском кинофестивале «Кубок Дуче» за пропагандистскую картину «Сципион Африканский». «Одесса в огне» — это история оперной певицы из Бессарабии, ребенка которой увозят в детский одесский лагерь. Чтобы быть рядом с ним, певица соглашается исполнять русский репертуар по трактирам города.

Свобода волонтеров

Еще одна злободневная программа фестиваля называется «Путь к свободе». Слово «свобода» тут по большей части помещено в политический контекст и трактуется как освобождение от общественной агрессии. Среди украинских картин этой тематики — фильм «Киев, Москва. Часть 2» украинско-российского производства, рассказывающий истории обычных жителей обеих столиц, в том числе показывающий, как оба города пытаются справиться с военным конфликтом между странами. Картина «Къырым» украинки Ксении Жорно, основавшей в ОАЭ компанию, снимающую документальные фильмы, посвящена трем поколениям крымских татар прошлого века, переживших и войну, и депортацию, и возвращение на полуостров, и — аннексию. «Тыл» Егора Трояновского — сага о сети волонтеров, снабжающих украинскую армию.

Из иностранных картин тут стоит отметить «Перламутровую пуговицу» чилийского режиссера Патрисио Гусмана, какое-то время проведшего в заключении после военного переворота в Чили в 1973 году. Эта картина — о трагической судьбе коренного населения Патагонии: европейские завоеватели уничтожают
аборигенов, перепродают их друг другу за гроши, меняют на одежные аксессуары, словом, все — как и в остальных частях Америки, ранее принадлежавших индейцам.

Неделя полицейских

Кроме прочего, на фестивале предусмотрена отдельная (и довольно обширная) детская программа. Причем вполне эклектичная. Например, покажут украинскую советскую классику: «Как казаки в футбол играли», «Капитошку» и «Как Петя Пяточкин слоников считал». И один из немногих удачных украинских анимационных фильмов новейшего времени — мультфильм «Шел трамвай девятый номер» Степана Коваля, получивший приз Берлинского кинофестиваля.

Впрочем, самые интересные пункты детской программы — иностранные. В Одессу привезут «Лодку», «Одну неделю» и «Полицейских» Бастера Китона — режиссера и гениального комика эпохи немого кино, входящего в первые десятки всех на свете актерских и режиссерских рейтингов. Все три фильма сняты в начале 1920-х. Это самый плодотворный период творчества Китона, во время которого он, собственно, цементировал свой звездный статус.

Фестиваль анорексии

Наконец, самая популярная программа Одесского кинофестиваля — «Фестиваль фестивалей». В нее вошли все актуальные хиты, прогремевшие в течение прошлого года на мировых кинофорумах. От получившего один из призов Канн-2015 «Лобстера» Йоргоса Лантимоса, сюрреалистической истории о том, как людей, не нашедших себе пару, ссылают в лес и превращают в животных, до нашумевшей картины Чеда Гарсиа «Русский дятел» о Чернобыльской аварии (Гран-при фестиваля «Санденс-2015»).

Среди менее засвеченных фильмов стоит отметить «Тело» польского режиссера Малгожаты Шумовской. Эта картина посвящена анорексии: у следователя идет кругом голова от десятков не самых привлекательных тел, которые ему приходится исследовать по работе, но окончательно руки у него опускаются после того, как его дочь, переживающая смерть матери, практически полностью отказывается от еды и стремительно худеет.

Один из самых позитивных фильмов фестиваля называется «Такси». Его также покажут в рамках внеконкурсной программы. Снял картину иранский режиссер Джафар Панахи. Сюжет непритязателен: к водителю такси подсаживаются люди разного возраста, социального статуса, профессий и политических предпочтений. Дальше — ситуативные беседы, которые каждый раз заводят не пойми куда. Все пассажиры — актеры-любители.