Текст и фотографии: Андрей Тычина

— Есть давний спор, откуда родом Максим Зализняк. Жители Ивковцев говорят: «Родился у нас, в детстве на Семидубовой горе пас овец». А медведевские в ответ смеются: «Ха-ха, да что вы там начинаете! В Медведевке он родился. Вот у нас и криница Зализняка имеется». Такой вот территориальный патриотизм. Но это замечательно, что предмет дискуссии — кто больший земляк народного героя, — с одобрением говорит о нынешних холодноярцах писатель Роман Коваль, исследователь истории национально-освободительной борьбы первой половины XX века


Дорога Добираться из Киева в Холодный Яр предпочтительнее по правому берегу Днепра через Черкассы. Если же вы рискнете ехать по трассе Н-01 через Смелу, то готовьтесь к большим проблемам с дорожным покрытием начиная от Корсуня-Шевченковского, и особенно между Смелой и Каменкой. Местные дороги в Холодном Яру срочно латали к праздникам, но подъезд к хутору Буда, скорее всего, останется сложным

Самый большой знаток Холодного Яра пригласил меня проехать по местам, где ежегодно в апреле он проводит чествования борцов за волю Украины.

— В этом году было более 10 тысяч человек, — с гордостью отмечает он.

Большинство поездок в Холодный Яр начинается именно в Медведевке. В центре, рядом с памятником Зализняку, возвышается Успенская церковь (1864), построенная киевским губернатором Фундуклеем. А напротив, в бывшем домике священника, расположился небольшой музейчик и администрация холодноярского филиала Национального историко-культурного заповедника «Чигирин».

— Холодный Яр — это центр патриотического духа Украины, — убеждена сотрудница заповедника, эколог Ольга Галушко. — Здесь особая территория и особые люди. Казатчина, Колиивщина, Освободительная борьба — всегда отсюда начинаются народные восстания.

Для Ольги это не просто слова. Как и десятки холодноярцев, она принимала самое активное участие в событиях на Майдане.

— Летом температура в яру всегда на 2–3 градуса ниже, чем на равнине, поэтому его называют Холодным, — разъясняет этимологию эколог-революционерка. — Это очень сложная яружно-балочная система из 220 балок и оврагов. Есть версии о ее тектоническом, вулканическом и даже метеоритном происхождении. С доледникового периода тут произрастает единственная в мире равнинная популяция подснежника складчатого. А недавно обнаружили редкий вид хищника. Думали, лисица у людей кур таскает, а оказалось — лесной кот! Здоровый такой, представляете! Всегда здесь обитал или из Карпат как-то к нам попал — пока неизвестно.


Дуб Зализняка

49°6'35''N, 32°15'37''E

с. Буда, ур. Кириковский яр

1100-летний холодноярский дуб считается одним из старейших и самых уважаемых деревьев Украины, символом казачества. Входит в десятку крупнейших деревьев Европы (обхват — 8,9 м, высота — 24 м). По легенде, под дубом стоял лагерь гайдамаков Максима Зализняка. Стоимость билета: 3 грн. Экскурсия: 30 грн

Ольга убеждена, что этот уникальный комплекс ландшафтов, исторических памятников и легендарных событий достоин статуса национального природного парка.

— Обязательно будет создан до конца года, — с революционным задором говорит эколог. — Иначе просто нечего будет охранять.

На опушке леса возле села Мельники дорога проходит прямо сквозь разрез огромного земляного вала. В самом центре Холодного Яра более 2,5 тысячи лет назад существовало скифское поселение с двойным кругом оборонительных сооружений. На его месте возникло древнерусское городище, а позже — православный Мотронинский монастырь.

— В XI веке жил тут князь Мирослав со своей женой Мотроной, — немного сбивчиво пересказывает гендерную легенду матушка Илария, недавно ставшая настоятельницей женской обители. — Ушел князь воевать и оставил жену на хозяйстве. А когда возвращался с войны, решил проверить, как охраняется его крепость. Переодел своих воинов в татар и пошел на приступ. Но Мотрона оказалась не робкого десятка, приняла бой. А когда пыль улеглась, увидела княгиня, что Мирослав ее убит. Очень сильно опечалилась Мотрона. Приняла монашество и основала наш монастырь.

Летописную историю обитель ведет с 1568 года, когда началось ее восстановление под патронатом запорожского казачества. А в середине XVIII века она оказалась в самом эпицентре Колиивщины. Перед началом восстания, поднятого холодноярцем Максимом Зализняком, 3 тысячи гайдамаков отслужили молебен в Троицкой церкви (1727), а игумен Мельхиседек освятил гайдамацкие ножи на борьбу с польской шляхтой. С тех пор Мотронинский монастырь считается одной из главных казацких святынь.

— Приходили сюда после войны, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил, — подтверждает игуменья. — Раненых выхаживали и хоронили погибших. В те времена казаки храмы не обижали. А то нынешние приходят и рассказывают, что мы, сякие-такие, не того патриархата. Что русские тут все захватили. И где они тут русских нашли?


Максим Зализняк (1740–1768) Простой холодноярский казак, прошедший боевое крещение на Сечи и принявший послушание в Мотронинском монастыре, поднял украинских крестьян на борьбу с польской шляхтой благодаря письму (скорее всего, фальшивому), в котором императрица Екатерина II якобы приказывала казачеству «уничтожать поляков и евреев». Гайдамаки захватили многие города на Черкасчине и провозгласили Зализняка гетманом на казацкой раде в Умани. Опасаясь восстановления Гетманщины, Россия помогла Польше подавить восстание. Тысячи повстанцев были казнены, а Зализняка, как российского подданного, отправили на вечную каторгу в Сибирь

Неформальная Холодноярская республика со столицей в селе Мельники в 1918–1922 годах упорно противостояла одновременно большевикам, белогвардейцам и немцам, борясь за украинскую независимость. Каждый год героев чествуют торжественным шествием, возложением цветов на могилу главного атамана Василия Чучупака и освящением оружия в Гайдамацком пруду. Причем не только символических сабель, но и боевых автоматов, ведь главными участниками действа на этот раз были бойцы батальона «Азов» и добровольческого корпуса «Правый сектор».

— Это самый волнующий момент, буквально со слезами на глазах, — делится впечатлениями Роман Николаевич. — Воины, казаки и дети стоят шеренгой с оружием в руках, а священник кропит святой водой. В старину ценность освященного оружия возрастала минимум вдвое.

В самой дремучей части яра у дороги стоит каменный котел. Раньше здесь висел на дубе огромный медный казан «Склик», звуки ударов о который собирали казаков на рады. Теперь его роль выполняет громадный тулумбас, в который бьют черные запорожцы из Перемышля. В этот раз «Склик» созвал побратимов на молебен по погибшим всех эпох возле единственной в Украине церкви Св. Петра Калнышевского под дубом Максима Зализняка на хуторе Буда, где установлен первый в стране памятник Небесной сотне.