Василий Корецкий, кинообозреватель

Мнение: Стыд

Несколько лет назад в прокат выходила «Самая одинокая планета» с Гаэлем Гарсиа Берналем и рыжей израильской звездой Хани Фюрстенберг. Их герои весь фильм шли открыточным горным маршрутом по Грузии, в середине сюжета с ними приключилось неприятное — герой Берналя в аффекте спрятался за спину своей подруги от наставленного ружья разозлившегося горца. Свадьба туристов оказывалась под вопросом, луга выглядели уже не так чудесно, в общем, всем было неловко.

Новый фильм шведа Рубена Эстлунда «Форс-мажор» словно написан поверх той американской картины, но чувство неловкости тут достигает сверхчеловеческих масштабов. Все начинается с неприятного утреннего эпизода: с гор сходит лавина — достаточная для того, чтобы припорошить снегом круассаны завтракавших на веранде. Всеобщая паника, визг — и перепуганный главный герой удирает, забыв на веранде свою жену и двоих детей. Но по-хозяйски прихватив айфон.

Этот чертов айфон станет решающим аргументом в бесконечной череде абсурдных разговоров между мужем и женой. Ее попытки разобраться в том, что это было и как теперь жить, вызывают у него реакцию отрицания, на самом деле только усиливающего неловкость от происходящего. Эстлунд, всегда интересовавшийся психологией бытового ада, с энтузиазмом жмет на мозоль. Больно? А так?

Подобной игрой на нервах когда-то занимался Ларс фон Триер в своей трилогии «золотых сердец». Самоотверженная жена нефтяника Бесс, слепая ткачиха Сельма, в какой-то степени женщины в «Идиотах» — все они проходили на экране через самые неловкие и душераздирающие ситуации. Заставляли публику в зале рыдать. Но все приключения триеровских героинь были чисто художественным механизмом, заметным внимательному наблюдателю. Настоящей жертвой этих фильмов были не персонажи, а зрители, готовые вестись на технические уловки режиссера. Эстлунд, напротив, абсолютно чужд отстранения, он на полном серьезе предлагает зрителям зайти в тупик вместе с героями. И если фильмы Триера можно смело назвать искусством, то фильм Эстлунда, при всем режиссерском пафосе исследователя человеческих душ, стоит уподобить «эмоциональному порно» — зрителю тут становится так стыдно (за героя), что аж приятно.

ГЛАВНЫЕ ФИЛЬМЫ НЕДЕЛИ

Безумный Макс: Дорога ярости

Джордж Миллер

Перезапуск австралийской франшизы, которая в свое время вывела в люди Мела Гибсона и серьезно повлияла на всю последующую кинематографическую постапокалиптику. Заново терять семью Макс в исполнении Тома Харди не будет — одинокий мститель сразу предстанет перед зрителем в окончательном амплуа и отправится сражаться с новыми врагами.

Как поймать монстра

Райан Гослинг

Ради того чтобы дебютировать в режиссуре, всеобщий любимец Гослинг фактически приостановил актерскую карьеру. Премьера фильма о детях, обнаруживших проход в волшебное подземелье, состоялась в Каннах в прошлом году, где его освистали. Лишь сейчас, год спустя, лента выходит в прокат. Вот до чего звезду романтического «Дневника памяти» смогла довести дружба с мрачным датчанином Рефном, в артхаус-хите которого «Драйв» Гослинг сыграл главную роль.

Факап, или Хуже не бывает

Питер Торварт

Комедия с незатейливым сюжетом и сильным актерским дуэтом — кино-звезда Мориц Бляйбтрой в роли преступника и известный в основном немецким телезрителям комик Аксель Штайн в образе скучного банковского клерка, попавшего в лихой криминальный переплет. Все начинается с ограбления, ну а дальше будут погони, перестрелки и неизбежное начало большой дружбы между злоумышленником и заложником.

Земля будущего

Брэд Бёрд

Интригующая семейная лента от студии Disney о девочке, получающей с помощью магического артефакта способность попадать в параллельную реальность. В путешествии по «Земле будущего» героине сопутствует проводник в исполнении Джорджа Клуни. Вместе им предстоит превратить картину из антиутопии в утопию, разрушив планы мрачного злого гения. Последним оказывается экс-доктор Хаус — Хью Лори.